«Это убьет малый бизнес»: как повышение НДС до 22% и радикальное снижение налогового порога ударят по российской экономике

0 views

Пакет поправок в Налоговый кодекс, предложенный Минфином, содержит положения, способные кардинально изменить условия работы для миллионов предпринимателей. Речь идет о двух ключевых изменениях: повышении основной ставки НДС с 20% до 22% и резком снижении порога освобождения от уплаты этого налога для предприятий на упрощенной системе налогообложения. Если сейчас порог составляет 60 миллионов рублей годового дохода, то с 2026 года он может опуститься до 10 миллионов рублей. Эти меры, по заявлениям чиновников, направлены на увеличение доходов бюджета, поддержку отечественных производителей и сокращение нелегального импорта. Однако в предпринимательском сообществе уже звучат тревожные прогнозы о возможном крахе множества малых и средних компаний.

Инициатива обсуждается на фоне других значимых изменений в налоговом законодательстве. Так, для социально значимых товаров, включая основные продукты питания, лекарства и товары для детей, сохранится льготная ставка НДС в размере 10%. В Минфине подчеркивают, что дополнительные доходы бюджета, полученные от повышения НДС, будут направлены на приоритетное финансирование расходов в сфере обороны и государственной безопасности. При этом пакет законопроектов уже внесен в правительство и включает поправки в бюджет на 2025 год и основные параметры финансового плана на период с 2026 по 2028 год.

«Повышение НДС является прямым инфляционным фактором. Компании, обязанные уплачивать этот налог, практически всегда закладывают возросшую фискальную нагрузку в конечную стоимость своих товаров и услуг».

Суть изменений: что именно предлагает Минфин

Законопроект № 1026190-8, опубликованный для общественного обсуждения, вносит системные поправки в Налоговый кодекс. Основные изменения касаются косвенных налогов и специальных налоговых режимов. Центральным пунктом реформы стало повышение основной ставки НДС на 2 процентных пункта. Планируется, что новая ставка в 22% начнет действовать с 1 января 2026 года. Параллельно сохраняется льготная ставка 10% для социально значимых товаров, в число которых входят лекарства, детские товары и продукты питания.

Второе ключевое изменение затрагивает малый и средний бизнес, использующий упрощенную систему налогообложения. Планируется, что порог годового дохода, позволяющий не платить НДС, будет снижен в шесть раз — с действующих 60 миллионов до 10 миллионов рублей. Это означает, что тысячи компаний и индивидуальных предпринимателей, которые ранее были освобождены от уплаты этого сложного администрируемого налога, войдут в налоговое поле НДС. В Минфине заявили, что такое изменение позволит лучше бороться со схемами дробления бизнеса с целью минимизации налогов и обеспечит растущему бизнесу плавный переход к общей системе налогообложения.

Цели и последствия для бюджета: куда направят триллионы

Официальная позиция правительства заключается в том, что дополнительные доходы бюджета, полученные от повышения НДС, будут направлены на приоритетное финансирование расходов в сфере обороны и государственной безопасности. Согласно оценкам, повышение НДС может принести бюджету дополнительный доход в размере около 0,5% ВВП, или примерно 1 триллион рублей в год. НДС традиционно является одной из главных статей дохода федерального бюджета, наряду с налогом на добычу полезных ископаемых. В 2024 году на него пришлось 70% всех поступлений в бюджет — с НДС было собрано 13,5 триллионов рублей.

Однако экономисты скептически относятся к заявлениям о целевом направлении средств. Доцент кафедры макроэкономической политики и стратегического управления экономического факультета МГУ имени Ломоносова Олег Буклемишев не согласен с заверениями Минфина, что дополнительные деньги пойдут исключительно на финансирование обороны. «Каждый бюджетный рубль абсолютно одинаковый, и дополнительные два процентных пункта налога будут размазаны пропорционально всем расходам», — объяснил Буклемишев. По его словам, больше крупных источников доходов у бюджета не осталось.

Влияние на малый бизнес: почему предприниматели бьют тревогу

Для малого и среднего бизнеса предлагаемые изменения означают существенное увеличение налоговой нагрузки и административного бремени. Снижение порога по УСН до 10 миллионов рублей приведет к тому, что значительная часть предпринимателей будет вынуждена стать плательщиками НДС. Это потребует от них ведения сложного налогового учета, составления и сдачи деклараций по НДС, выставления счетов-фактур. Многие небольшие компании просто не имеют в штате квалифицированных бухгалтеров для ведения такой отчетности.

Организация «Опора России», представляющая интересы малого и среднего бизнеса, уже обратилась в Федеральную налоговую службу с просьбой не штрафовать предпринимателей на УСН за нарушения при подаче деклараций по НДС в переходный период. Основные риски, связанные с новым НДС для упрощенцев, включают штрафы за несвоевременную подачу деклараций, необходимость настройки новых бухгалтерских систем и ошибки при заполнении документов. Такие изменения требуют от бизнеса времени на адаптацию и обучение, чтобы избежать штрафных санкций и проблем с налоговыми органами.

«Снижение порога до 10 млн рублей обеспечит растущему бизнесу плавный переход к общей системе налогообложения» — заявили в Минфине, объясняя необходимость изменений.

Инфляционные последствия: чего ждать потребителям

Повышение НДС является прямым инфляционным фактором, который практически всегда транслируется в повышение потребительских цен. Механизм его воздействия достаточно прост: компании, обязанные уплачивать этот налог, закладывают возросшую фискальную нагрузку в конечную стоимость своих товаров и услуг. Эффект усиливается еще и тем, что НДС применяется на каждой стадии производства и реализации, создавая волнообразное повышение цен по всей цепочке.

Опыт предыдущего увеличения ставки НДС с 18% до 20% в 2019 году показал, что такой шаг может добавить к годовой инфляции около 1 процентного пункта. Экономисты прогнозируют схожий эффект и на этот раз. Профессор Барселонской школы экономики Рубен Ениколопов поясняет: «Такие налоги, как НДС, практически сразу транслируются в повышение цен, в инфляцию. Поймут ли эту связь россияне? Сложно сказать, инфляция уже идет, а НДС ли это или другие факторы, человеку бывает сложно разобраться».

При этом, уточняет экономист, то, как НДС транслируется в цены, зависит от сектора экономики. Чем более он монополизирован и зарегулирован, тем меньше НДС влияет на цену для потребителя. На рынке коммунальных услуг повышение скажется не так быстро, а вот в конкурентной сфере розничной торговли рост будет практически мгновенным.

Реакция Центробанка: как ответит регулятор на инфляционные риски

Сгладить инфляционный эффект от повышения НДС может Центральный банк через повышение ключевой ставки — главного инструмента контроля над инфляцией. Так регулятор поступил в 2018 году, когда НДС был повышен с 18% до 20%. Тогда Центробанк действовал на опережение: оценив потенциальный вклад повышения НДС в инфляцию примерно в 1 п.п., ЦБ повысил ключевую ставку еще до вступления налоговых изменений в силу — в декабре 2018 года с 7,5% до 7,75%.

Примечательно, но на заседании 12 сентября 2025 года Центральный банк принял решение снизить ключевую ставку на 1 п.п. До появления информации о том, что Минфин предлагает повысить НДС до 22%, многие финансисты были уверены, что ключевая ставка будет продолжать снижаться. Однако теперь, ввиду новых обстоятельств, регулятор может воздержаться от дальнейшего снижения ставки из-за инфляционных опасений. До конца 2025 года Центральный банк проведет еще два заседания по ключевой ставке — 24 октября и 19 декабря.

Контекст других налоговых изменений: что еще ждет бизнес

Повышение НДС и снижение порога для УСН происходят на фоне других изменений в налоговом законодательстве. С 2025 года для малого и среднего бизнеса расширяются пороги применения УСН: лимит по доходам увеличен до 450 миллионов рублей, по стоимости основных средств — до 200 миллионов рублей, а по численности персонала — до 130 человек. Одновременно отменены повышенные ставки по УСН, которые действовали при превышении лимитов.

Кроме того, законопроект предусматривает изменения в части страховых взносов. Пониженный тариф 15% смогут применять не все субъекты МСП, а только те, чей основной ОКВЭД входит в специальный перечень Правительства РФ. Также вводится новая база для исчисления взносов для директоров: если начисленное вознаграждение окажется меньше МРОТ, страховые взносы нужно будет исчислять с базы, равной федеральному МРОТ.

Подготовка бизнеса: как компаниям адаптироваться к изменениям

Эксперты рекомендуют бизнесу заранее начать подготовку к грядущим изменениям, даже если они вступят в силу только в 2026 году. Специалисты советуют смоделировать налоговую нагрузку при ставке НДС 22%, пересмотреть договоры с контрагентами, оценить себестоимость продукции и рассмотреть новые варианты поставок. Также важно сформировать финансовую подушку, чтобы сгладить переходный период.

Для компаний на УСН, которые впервые столкнутся с необходимостью уплаты НДС, критически важно наладить грамотный налоговый учет и ознакомиться с правилами составления деклараций. Многие эксперты прогнозируют переходный период с послаблениями в части администрирования нового налога для малого бизнеса, однако надеяться только на это не стоит. Уже сейчас предпринимателям стоит пройти обучение или обратиться к профессиональным бухгалтерским услугам, чтобы избежать штрафных санкций в будущем.

Пакет налоговых изменений, предложенный Минфином, является продолжением курса на увеличение доходов бюджета в условиях растущих расходов, особенно в сфере обороны и безопасности. Власти таким образом пытаются закрыть «дыру» в бюджете: дефицит, по данным на сентябрь 2025 года, составил более 5 триллионов рублей. Покрыть дефицит становится все сложнее из-за санкций против нефтяного сектора и замедления экономики, что вынуждает правительство искать новые источники доходов.

Однако для малого и среднего бизнеса эти изменения могут стать серьезным испытанием на прочность. Рост налоговой нагрузки, увеличение административных барьеров и инфляционное давление на себестоимость и спрос создают комплексные вызовы, которые потребуют от предпринимателей быстрой адаптации и пересмотра бизнес-моделей. От того, насколько гибко смогут реагировать на изменения компании, и насколько взвешенно подойдет государство к реализации новых норм, будет зависеть не только судьба отдельных предприятий, но и общее состояние делового климата в стране.